Учим буквы

Если Вы решили изучать буквы самостоятельно, воспользуйтесь советами!

 

Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

 

Называя ребёнку букву, произносите звук, а не название буквы, не [бэ], а [б], не [пэ], а [п].

 

Для того чтобы ребёнок лучше запомнил написание букв, конструируйте их во время занятий. Дделайте буквы из спичек, палочек, пуговиц, проволочек, веревочек, камешков, лепите из пластилина или солёного теста.

 

Чтение – сложный процесс. Не ставьте сроков, в течение которых вы хотите научить малыша читать. У каждого ребенка – свой индивидуальный темп развития обучения.

 

 

 

 

Рекомендуем для самостоятельного обучения книгу - Олеся Жукова: Букварь для будущих отличников.

Учимся читать буквы слитно:

Тянем первую букву до тех пор, пока не доедем до второй буквы: "А-а-а-у-у-у"

 

А..........У

 

Соединение согласной и гласной буквы в прямой слог - самый важный этап обучения чтению. Прочтите ребёнку слог, медленно протягивая первый звук, пока двигаетесь по линии до второй буквы: "М-м-м-ма!"

 

М.........А

 

Ни в коем случае не не пытайтесь объяснить ребёнку правила чтения следующим образом: "М и А, будет МА". Побуквенное чтение слогов часто приводит к стойким ошибкам чтения.

АО    ОА    АМ    МА    АП

АУ     УА    ОМ    МО    ОП

АИ    ИА    УМ

АЫ   ЫА  

АЭ    ЭА   

 

и т.д.

Может все дело в невнимательности?

Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность на какой-либо деятельности или объекте. Одной из главных особенностей внимания является его тесное переплетение со всеми психическими функциями, так и познавательные процессы и особенности личности имеют с ним высокую взаимозависимость.

 

В процессе развития человека впервые проявление внимания можно наблюдать уже в период новорожденности. Сначала ребенок начинает сосредотачиваться на лице матери во время сосания, а немного позже проявляется так называемый «комплекс оживления», когда ребенок начинает реагировать на социальный контакт. Всеми своими действиями, стремлениями ребенок пытается по мере своих сил сосредоточится на том, что привлекло его внимание, он как бы задает вопрос «Что такое?».
За годы дошкольного детства процесс внимания непрерывно развивается, но происходит это не равномерно. Принято разделять непроизвольное и произвольное внимание. Первое не требует волевого усилия, для его возникновения необходим достаточно яркий стимул, который сможет заставить человека заниматься той или иной деятельностью. Стимулом может быть как внешняя яркая оболочка предмета, так и внутренний интерес
.
Возникновение же произвольного внимания обусловлено волевым актом, который необходим для концентрации на том или ином виде деятельности, выполнением которой человек, как правило, заинтересован мало.
Ребенку интересно, например, смотреть мультики. Он может часами сидеть перед телевизором, забывая о голоде или о том, что нужно сходить в туалет. В это время преобладает непроизвольное внимание, которое не нужно подкреплять усилием воли и ребенок может забыть о других, возможно даже более важных вещах.

 

Когда ребенок учиться писать или читать необходимо действие произвольного внимания, которое под действием силы воли заставит заниматься рутинной, не интересной работой – прописывать крючочки или разбирать иероглифы букв. Очень важно чтобы за период дошкольного детства у ребенка в достаточно высокой степени развилось произвольное внимание, так как от его уровня зависит готовность ребенка к обучению в школе. И именно данный критерий является одним из основополагающих в определении готовности дошкольника к школе.

 

Конечно, процесс развития произвольного внимания долгий и постепенный. Сначала у ребенка развивается непроизвольное внимание, которое проходит сложный путь от первого взгляда в глаза маме во время кормления до способности играть долгое время в любимую игру или заниматься любимым делом. Параллельно с этим начинает развиваться и произвольное внимание. Сначала оно формируется при помощи внешних средств, например, по словесной инструкции взрослого и с помощью его регулирующих жестов, постепенно переходя к саморегулированию от проговаривания действий вслух до внутренней регуляции.

 

Кроме качественного показателя внимания в течение дошкольного детства меняется и количественный. Увеличивается объем внимания - то количество объектов, которое достаточно хорошо может, воспринять ребенок за определенное короткое количество времени. Увеличивается время сосредоточения на объекте или какой-либо деятельности. Ребенок учится переключать свое внимание с предмета на предмет, и распределять его между различными видами выполняемой деятельности.

 

Развитие всех этих свойств внимания очень сильно зависит от эмоциональной включенности ребенка в деятельность, процесс занятий, развивающих игр. Важным фактором в уровне развития внимания ребенка является состояние его здоровья. К сожалению, очень часто бывает, что ребенок, у которого есть отклонения от нормы неврологического или ортопедического характера имеет более слабое развитие процесса внимания.

 

Данные о стандартах на уровень развития внимания у детей до 5 лет отсутствуют. Вывод о степени развития функции можно сделать лишь исходя из субъективного ощущения родителей ребенка, либо из наблюдений специалистов. Это связано с тем, что маленького ребенка сложно оценить достоверно точно.

 

Если ваш ребенок старше пятилетнего возраста вы можете попробовать определить уровень развития внимания самостоятельно. Но следует абсолютно отчетливо понимать, что проведенная Вами диагностика не сможет показать точных результатов, а позволит лишь сделать предположение о состоянии данного процесса. Любую экспертную оценку должен проводить специалист.

 

Поскольку внимание является сквозным процессом, связанным со всеми другими функциями и свойствами человеческой психики стоит заниматься его дальнейшим развитием. Конечно, если уровень развития внимания не ниже нормы можно позволить себе дополнительно его не развивать. Но разве может быть внимания слишком много?
Предлагаю варианты заданий, которые могут способствовать развитию внимания вашего ребенка.

Игры на развитие внимания

1. «Найди отличия между картинками».

 


Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка. Вместе с взрослым он рассматривает, что нарисовано и ищет различия между изображениями.

 

Возможности использования: Различия между рисунками на начальных этапах должны быть явными, чтобы ребенок чувствовал свою успешность и смог приобрести позитивный опыт в выполнении задания.

 

Например: между предлагаемыми ягодами клубники всего два отличия, но эти рисунки можно использовать и в других целях. Задания могут быть такими:

 

Ребёнку предлагаются две картинки с изображением клубники.
• Сделай, что бы левая ягодка была не спелой, а другая уже созревшая – этим заданием вы сможете дополнительно обратить внимание на право и лево; сможете акцентировать внимание ребенка, что ягоды растут постепенно.
• Раскрась левую ягоду – красным, а правую – розовым – познакомьте ребенка с оттенками красного.

 

• Обсудите, какие еще ягоды знает ребенок? А какие еще бывают ягоды? – вы сможете расширить кругозор ребенка.

 

С течением времени, по мере развития возможностей ребенка стоит подбирать рисунки с менее явными отличиями, что будет способствовать развитию зрительного восприятия, способности концентрировать внимание.

 

Два рисунка с изображением новогодней ёлочки.

 

• Разукрась большее количество елочных игрушек синим цветом, а меньшее красным.
• Сделай так, чтобы на обеих елочках количество игрушек стало равным.
• Нарисуй под правой елочкой новогодний подарок.

 

Будет полезно, во время выполнения задания давать и словесное описание того, что нарисовано, конечно, делая это полными предложениями, стараясь научить ребенка составлять развернутое описание.

 

Задания могут быть такими:

 

• Найди, покажи и назови знакомые тебе геометрические формы.
• Закрась окна левого дома голубым цветом, а правого желтым.
• Рядом с левым домом нарисуй столько же цветов, сколько в этом доме окон.
Объяснения для ребенка: «Посмотри на эти рисунки. Художник, который их рисовал должен был сделать их одинаковыми, но он очень торопился и допустил ошибки. Давай вместе внимательно посмотрим и найдем, в чем же ошибся художник?»

 

2. «Найди предмет не похожий на другие».

 

Ребенку предлагают среди одинаковых изображений того или иного предмета отыскать один рисунок не похожий на остальные.
Возможности использования: Начинать стоит с предметов имеющих явные отличия, например, на листе могут быть изображены 4 бабочки в различных положениях и один цветок. Ребенок сможет четко увидеть различия, несмотря на то, что предметы внешне могут быть схожи. Наиболее сложным вариантом, например, может быть изображение 4 абсолютно одинаковых снеговиков, из которых у одного на голове будет не шапочка, а ведерко. А может быть задание и таким вот, четыре одинаковых круга, а один большой.

 
Правильные ответы (ребенок может их называть, а может показывать – это будет зависеть от уровня словарного запаса ребенка):
• три кубика – один кирпичик,
• три елочки – одно дерево не елка (лиственное),
• три треугольника – один круг,
• три бабочки – один жук,
• три цветка – одна бабочка,
• три круга – один овал.

 

При выполнении данного задания стоит выслушать ход рассуждений ребенка при выборе отличного предмета, это позволит избежать возможных ошибок, а также будет способствовать формированию мыслительной операции сравнения.

 

Объяснения для ребенка: «Посмотри на листок. Ты можешь сказать, а что же здесь нарисовано?.. Какой предмет не такой как все остальные? Чем он отличается?» Если различия очевидны, например, ребенок среди бабочек нашел не похожий предмет – цветок, то последний вопрос можно не задавать, так как слишком очевидный ответ может смутить ребенка. В более усложненных вариантах стоит наоборот проговаривать различия, обращая внимание на то, как ребенок строит предложения, отвечает ли развернуто.

 

3. «Найди два одинаковых предмета».

 

На листе изображены различные предметы не меньше трех, но не больше десяти. Два из них абсолютно идентичны, хотя и могут быть расположены в различном ракурсе. Из предложенных изображений ребенку необходимо найти одинаковые.

 

Рисунки, в которых положение схожих предметов изменено, будут являться более сложными.

 

Возможности использования: в данном задании кроме зрительного внимания ребенок будет также развивать способность сравнивать предметы. Хорошо если вместе с поиском одинаковых предметов вы сможете проговорить с ребенком, как называются остальные. Если отличия только в деталях, например, нарисовано пять мячиков, которые отличаются лишь узором или размером, проговаривать эти различия.

 

Объяснения для ребенка: «Посмотри сколько всего нарисовано. Давай назовем, что здесь изображено. Давай будем говорить правильно – на картинке нарисованы… молодец, правильно. А скажи мне, пожалуйста, есть ли здесь одинаковые рисунки, посмотри внимательно и покажи или назови мне их».

 

4. «Найди спрятавшийся предмет».

 

Применяя способ наложения, изображаются различные предметы. Это могут быть фрукты, контуры которых нарисованы друг на друге или одежда, или геометрические фигуры, что угодно. Вы можете нарисовать их сами, используя не сложные трафареты или при помощи линейки чертя геометрические фигуры. Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти заданный предмет. Более внимательного ребенка можно попросить отыскать все, что нарисовано на листе. Рисунки могут содержать один контур, а могут и разные.

 

Клубничек – шесть.

Гусь, бабочка, утенок, рыбка.

Репка, груша, клубника, вишня, персик.

 

Возможности использования: в данном задании, чем меньше контуров наложено друг на друга, тем легче отыскать искомое изображение. Используя эту простую закономерность, вы можете сами варьировать степень сложности, в зависимости от возможностей ребенка.

 

Дополнительно можно обратить внимание ребенка на поиск общих свойств изображенных предметов. Например, если изображены контуры свеклы, моркови, капусты – общее для них будет то, что это фрукты. Для контуров юбки, брюк, рубашки – общим может стать обобщение «одежда». Подобный небольшой вопрос по ходу занятий, может способствовать развитию мышления и расширению словарного запаса ребенка, если вы дополнительно спросите ребенка о предметах, которые он знает из рассматриваемой категории.

 

Объяснения для ребенка: «Давай посмотрим на рисунок. Сколько много линий! Ничего не понятно. Кто-то хотел что-то нарисовать, но зачем-то все сделал на одном листочке. Как же так, давай попробуем найти, что хотел нарисовать художник». Если ребенку трудно - помогите ему. При нем обведите один из предметов: «Вот посмотри, здесь похоже на …, давай-ка, еще поищем, может быть, найдем еще что-нибудь».

 

5. «Лабиринт».

 

Задание «лабиринт» одно из самых распространенных в развитии внимания ребенка. Оно чрезвычайно простое и интересное, главное предлагать для выполнения лабиринт, соответствующий уровню развития ребенка, не слишком сложный для него.

 

Ребенку предлагают изображение персонажа, которому необходимо добраться до условной цели. Дорога, по которой должен пройти герой, извилиста и содержит множество препятствий обусловленных сюжетом.

 

Возможности использования: уровень сложности выполняемого задания подбирается индивидуально для ребенка. Совсем юным малышам предлагается просто провести персонажа по дорожке, показывая маршрут пальчиком, дети по старше ищут наиболее короткий путь через множество разветвляющихся дорожек. Следующая ступень – на дорожках появляются тупики-препятствия, через которые персонаж перебраться не может, и он вынужден искать другой путь.

 

Кроме развития внимания в данном задании можно поставить сопутствующей целью развитие способности сопереживать, так как очень часто к данному заданию в инструкцию ребенку включается просьба о помощи, которую ребенок может оказать персонажу.

 

В целях развития мелкой моторики ребенка его также можно попросить нарисовать путь персонажа, но обязательно с тем условием, чтобы карандаш не коснулся краев дорожки, иначе с героем может что-то произойти. Когда ребенок выполнит основное задание верно, можно попросить его разукрасить рисунок.

 

Объяснения для ребенка: инструкция зависит от сюжета, допустим к предлагаемому «Убежал колобок от дедушки с бабушкой. Катился, катился по лесу, любовался цветами, бабочками. И так увлекся, что не заметил, как заблудился, и страшно стало колобку, испугался он. Присел на камушек и плачет, домой вернуться хочет, а дороги найти никак не может - все кругом чужое, не знакомое. Давай поможем колобку вернуться к дедушке с бабушкой. Возьми карандаш нарисуй для колобка, по какой дорожке ему идти. Увидит колобок твою подсказку – обрадуется, домой побежит к дедушке с бабушкой».

 

6. «Путаница».

 

Игра «путаница» похожа в целом на «лабиринт», но в данном случае ребенка просят проследить за спутанными линиями, что бы помочь героям решить проблемную ситуацию.

 

Например, задание может звучать так «Посмотри на рисунок. Три мышки собрались завтракать. Что получит каждая мышь на завтрак – конфетку, вишенку или кусочек сыра?»

 

Возможности использования: дополнительные возможности задания такие же, как и у предыдущей игры, только для развития мелкой моторики, необходимо предлагать ребенку обводить перепутанные линии.

 

Объяснения для ребенка: инструкция также полностью зависит от сюжета. Для предложенного рисунка. она может быть такой: «Жил у бабушки Агафьи котенок, да такой проказник он был. Вот уйдет бабушка в магазин за молочком для котенка, а он начинает проказничать, то на стол залезет, то на кухне хозяйничает, то с подушками воюет. И в этот раз не удержался котенок, не усидел спокойно, стал баловаться, да так увлекся, что перевернул бабушкину корзину с рукодельем. Покатились клубки. Перепутались нитки. Испугался котенок, заплакал, бабушка вот - вот прийти должна, а тут такое… давай поможем котенку ниточки распутать. Один клубочек разукрасим, синим карандашом, второй красным, а третий зеленым».

 

7. «Шифровка»

 

Как и «лабиринт» «шифровка» является одним из основных заданий для развития внимания. Принято считать, что каждодневное выполнение данного задания в течение двух месяцев может значительно улучшить способность к концентрации и переключению внимания. «Шифровка», как правило, разделяется на три подвида.

 

1. На бланке в первой строчке изображены различные фигуры, внутри которых нарисованы знаки. Ниже изображены такие же фигуры, но пустые внутри. Ребенку необходимо по образцу заполнять пустые фигуры. Время для выполнения данного задания ограничивается двумя минутами, и даже если ребенок не успевает доделать до конца, заставлять его не стоит. Он должен с максимальной для себя отдачей отработать установленное время. Оставшиеся же фигуры он может выполнить по своему желанию.

 

Объяснения для ребенка: для данного вида задания инструкция такая же, как для тестирования функции внимания, которое представлено выше.

 

2. На бланке предлагаемом ребенку изображается некий набор знаков. Начинать стоит с небольшого количества три – четыре знака, имеющих явные отличия, которые в произвольном порядке печатаются на листе. Ребенок по определенному правилу находит и зачеркивает один из знаков. Усложнение задания будет происходить при увеличении количества видов знаков и снижения различий между ними. Например, из геометрических фигур, наиболее простой вариант может быть – треугольник, круг, квадрат; более сложный – круг, овал, квадрат, пятиугольник, ромб. Время на выполнение задания ограничивается двумя минутами, которые взрослый засекает по секундомеру.

 

Набор «Цифры», может быть использован при знакомстве ребенка с цифрами, как дополнительное упражнение, направленное на закрепление образа цифры.

 

6 5 2 3 1 3 5 4 6 4 2 1 6 5 4 8 7 4 8 7 9 8 6 5 1 2 0 0 3 2 1 8 7 8 5 2 1 6 5 7 5 2 0 0 1 8 4 1 5 3 2 2 3 1 6 4 5 0 1 9 7 5 4 7 3 1 0 3 1 5 9 7 1 2 0 2 1 2 1 6 5 1 4 3 1 2 7 9 8 7 6 8 6 9 3 4 2 1 6 5 1 9 4 1 2 0 5 7 5 9 7 5 3 4 2 1 7 8 8 9 7 4 6 2 1 0 1 8 7 9 4 5 6 3 1 0 2 7 1 4 0 1 0 9 8 6 5 2 3 6 0 2 1 5 9 7 8 5 2 1 3 2 0 8 4 8 7 1 9 7 5 6 2 6 5 7 4 6 7 4 2 3 9 0 5 4 9 8 5 4 7 6 4 1 2 3 4 2 3 1 5 7 3 4 7 9 5 4 8 9 3 5 7 5 6 9 8 4 1 2 3 6 5 4 7 8 9 2 1 0 2 2 4 8 9 5 0 0 3 2 6 5 5 4 5 5 1 2 6 4 9 2 4 5 2 1 5 4 2 5 8 7 5 1 6 8 7 5 1 1 2 9 9 6 5 4 1 3 5 4 9 8 7 4 5 5 1 6 7 9 8 3 2 6 7 8 9 5 1 2

 

Набор «Звезды», наиболее сложный вариант, так как между некоторыми звездочками различия минимальные, что естественно будет отражаться на выборе.

 

Объяснения для ребенка: «Посмотри на листок. Здесь нарисованы различные фигурки. Давай с тобой зачеркнем все круги. Посмотри, я покажу как. Искать фигурки надо, просматривая строчки слева направо, чередуя их сверху вниз. Попробуй делать сам». Естественно, что название знака, который необходимо зачеркивать будет варьироваться от содержания бланка.

 

3. Бланк задания такой же, как и в предыдущем подвиде, но ставиться немного другая цель, и изменяется инструкция. Главное в этом задании развитие способности переключать внимание. Ребенку ставиться задача, находить два разных знака и по-разному их выделять. Например, зачеркивать круги и во все квадраты ставить точку. К приведенному ниже примеру можно сказать: «Во все круги поставь точку (буква О), все перекладинки зачеркни (буква П)». данная вариант наиболее сложен, и направлен уже на ребенка знакомящегося с буквами.

 

О П

 

О Р Ы В А М И Р Ы П С Н Г Ы В П Ф О Ы М Ы П Е Ш Г Р П Л О М И Г Н А П Щ В Л О З Х Й З Ш Щ Ш К Р П Л О Ы Л О Р П Ш Г Щ Ф В О Л В А И Р Т Ы Ф Ж Д В Ш Л А О Ш Р О М И Т Ы Ф Д В О А В А А О М Р И В Ы Ф Ш О О Р М И Т Л С М С О Л И Р Ы В В А В О Р П И М А Ы О В Л О В Ш В А Н П Ш Г А Р А Г Ш И Р Ы О Л М Т Л Ы З Щ В А Р К Н Р А И Т Ф Ы О Д Л М И Н Р О С Т Ш А Д Р П И В А О Л А О Т Р М А О Ч Р Ш Ц У Щ Ы К А Н Р У Ц З Щ В Л А Ш И Т В Ы А Ь Р И М О Г В Л А Ы Т Р А В Р О Я Г В О Щ Ф Ж А О В Р Л Г О П Р Ы В Д Л А Р И В А В И П Л Ы Г Д О Т Р А Ш Г П Р Ы Ж Щ Д Л П Р П Д Ш Ы В В О Л П И Р Щ Ш З П О И Т Л И М

 

Объяснения для ребенка: «Посмотри на листок. Здесь нарисованы различные фигуры. Давай с тобой зачеркнем все круги и во все квадраты поставим точки. Посмотри, я показываю как. Искать фигурки надо одновременно, просматривая строчки слева направо, чередуя их сверху вниз. Попробуй сделать сам».

 

Возможности использования: это задание одно из немногих, в котором развивается внимание в чистом виде, без дополнительной стимуляции на другие познавательные процессы. Кроме развития внимания данное упражнение может помочь ребенку в формировании навыка правильно сканировать лист бумаги. Это связано с постоянным использованием правила для письма и чтения просматривать лист слева направо, чередуя строчки сверху вниз, что особо актуально для ребенка левши, так как для него наиболее физиологично обратное направление.

 

Для дополнительного мотивирования ребенка можно порекомендовать сделать лист его достижений, где взрослый будет вписывать результаты. Отметки можно вносить как цифрами – о количестве просмотренных знаков, количестве ошибок, так и в виде условных обозначений, например, рисунком солнышка, если все отлично, или грустной тучки, если что-то не получилось.

 

Необходимый инвентарь: секундомер.

 

8. «Расскажи историю».

 

Все очень просто. Вы читаете ребенку не сложный текст, который он вам пересказывает.

 

***

 Маленький мальчик Миша как-то пришел из детского сада и стал рассказывать щенку Тяпе:

 

- Тяпа, ты знаешь, я сегодня учился считать. Хочешь я посчитаю до пяти? Слушай! Один, два, три, четыре, пять! Давай будем вместе считать, то, что увидим.

 

Мальчик и щенок побежали на улицу.

 

- Тяпа смотри ворона, она одна значит – один.

 

Тяпа тоже заметил ворону, и, вспомнив, какая она вредина сказал «Гав». Миша и Тяпа побежали дальше, и увидели сорок, их было три.

 

-Тяпа смотри сороки, давай посчитаем одна, вторая, третья. Всего три сороки.

 

Тяпа тоже посмотрел на сорок, они трещали на все лады, как сплетницы, это не понравилось щенку, и на каждую из сорок он залаял, получилось «Гав, гав, гав». И тут прямо под ноги Мише и Тяпе, откуда ни возьмись, выкатились два воробья. Воробьи делили хлебную крошку. Мише не понравилось, что воробьи ссорятся, и он заругался на них:

 

- Ах, вы два хулигана… ой, а действительно воробьев, то два – один и второй.

 

Тяпе то же не понравилось, что обычно дружные, сейчас воробьи ссорились из-за какой-то крошки, и поэтому залаял «Гав, гав».

 

Миша и Тяпа набегались, устали и пошли домой. Миша шел и думал: «Неужели Тяпа действительно умеет считать? Ведь ворона была одна и Тяпа пролаял один раз. Сорок было три и Тяпа гавкнул три раза. Воробьи хулиганили вдвоем и Тяпа прогавкал дважды…»

 

Но тут Тяпа увидел ворону, ту самую вредную. Она нашла припрятанную щенком косточку и пыталась ее стащить. Тяпа заливисто залаял и побежал за вороной, а Миша подумал: «Так что же, Тяпа все-таки не умеет считать?»

 

***

 Пришли как-то Миша и мама в большой игрушечный магазин. Игрушек вокруг видимо-невидимо. Мячи, машинки, куклы, конструкторы – Миша от восторга аж рот раскрыл. Сначала его заинтересовал большой велосипед, что стоял на специальном подиуме. Велосипед был двухколесный, со звонком и разноцветными фигурками, он очень понравился Мише, но Миша знал, что пришли они с мамой не за велосипедом. Потом Миша увидел большой самолет на пульте управления, он был почти как настоящий, только чуть-чуть поменьше, но и от этой игрушки пришлось отойти Мише. И тут его позвала мама:

 

- Миша посмотри, какая кукла. Как думаешь, она понравится твоей сестричке?

 

Мише очень хотелось и велосипед, и самолет, и даже конструктор, который он успел заметить, проходя мимо, но он знал, как будет рада сестренка получить в подарок ко дню рождения такую куклу, и только ответил:

 

- Да, мама. Думаю, она будет рада.

 

***

 Отправились как-то мама, Миша и сестренка Катенька на прогулку в парк. День выдался солнечный, теплый, все вокруг так и сияло яркими красками. Шли они по дорожкам и любовались тем как красиво вокруг. Листва на деревьях, трава изумрудно зеленые. Колокольчики небесно голубые. Ромашки белые как снег. А какие бабочки! Красные, синие, оранжевые суетятся, радуются солнцу, теплу, цветам. Так рассматривая по сторонам бабочек и цветы, зашли они в дальнюю часть парка, а там, … на высоком дереве, под самой кроной белки в догонялки играют – с ветки на ветку перепрыгивают. Понравились белки детям и маме - красивые, забавные зверьки. Но пришло время возвращаться домой. Будет, что дома рассказать папе.

 

А как ты думаешь, что дети расскажут дома папе, что они видели?

 

Возможности использования: несмотря на свою простоту и тривиальность задание имеет огромное количество возможностей.

 

• Развиваем внимание – нужно внимательно выслушать и постараться заметить детали. Для дополнительной стимуляции текст должен быть простым и интересным.

 

• Развиваем память – нужно запомнить, о чем рассказывалось в тексте, запомнить последовательность событий. Здесь полезно научить ребенка делать эскизные заметки о содержании, или научить представлять, что происходит в рассказе.

 

• Развиваем речь – необходимо контролировать, как ребенок воспроизводит услышанное, как строит фразы, правильно ли использует формы слов, говорит ли полными или обрывочными предложениями.

 

• Развиваем фантазию и мелкую моторику – к рассказу можно сделать иллюстрации, это будет способствовать и дополнительному мотивированию ребенка.

 

Объяснения для ребенка: «Послушай меня внимательно. Я сейчас тебе прочитаю дивную историю, а потом ты мне расскажешь, о чем она. Хорошо?»

 

9. «Небылицы»

 

Игра «Небылицы» больше похожа не на серьезное занятие, а на забаву, которая обычно очень нравиться детям. Ребенку предлагается некая белиберда. Она может быть представлена как в словесном варианте, так и в образном.

 

1. Словесный вариант представляет собой небольшой рассказ, в котором допущены ошибки или грубо искажены простые факты. Перед ребенком ставиться задача, внимательно слушать и как только он услышит ошибку сообщить об этом каким-либо образом, например, хлопнуть в ладоши. Текст может быть таким: «Хорошо летом тепло, все вокруг покрыто белым снегом. Кот Васька сидит на дорожке и греется на солнце. Вдруг, мимо него пролетела птичка, и он задорно залаял на нее, но птичке было не до кота. Она спешила в магазин за молоком, ведь ей нужно кормить ее маленьких щеночков…». Можно воспользоваться и другими текстами, как придуманными вами, так и такими авторами как Маршак С. Я., Сапгир Г., Галас Ф.

 

***

Идут к нам гости под дождем,

А мы их дома ждем и ждем;

Идут они с цветами,

С подарками, с зонтами.

 

Вот гости разом у дверей:

«Ах! Раздевайтесь поскорей;

Зонты поставьте в вазу,

Цветы – сушите сразу!»

 

Но Боже! Что я говорю,

Я лучше снова повторю:

«Цветы поставьте в вазу,

Зонты сушите сразу!»

 

В прихожей сушатся цветы,

А в вазе мокрые зонты, -

Смешались все улыбки

В моей смешной ошибке!

 

(Елена Шостак).

 

Объяснения для ребенка: «Я прочитала в одной книге рассказ (или стишок), но какой то он странный. Тот, кто его написал, все перепутал. Вот послушай, что сочинил этот писатель. Только давай договоримся, если ты услышишь не правду, ты сразу будешь громко хлопать в ладоши, чтобы я знала что что-то здесь не так».

 

2. Образный вариант представляет собой рисунок, в котором также допущены ошибки. Ребенку предлагается найти, что же не так на картинке.

 

Возможности использования: зависит от общего уровня развития ребенка, его кругозора, так как, например, если ребенок не знает, что рыбы живут в воде, изображать их в скворечнике с точки зрения развития функции внимания бесполезно, хотя и можно получить информацию о том, что ребенок не знает. При выполнении данного задания стоит обязательно стимулировать ребенка к составлению развернутого объяснения, в чем та или иная ошибка, и каким образом ее должно исправить (Рис. 22).

 

Объяснения для ребенка: «Я тебе покажу сейчас рисунок. Его рисовал очень рассеянный художник. Посмотри хорошенько и скажи мне, что же он сделал не так, и как ему следовало нарисовать, чтобы все было правильно».

 

«За окном»

 

Эта игра удобна тем, что может выполняться мимоходом, для нее не нужно никаких специальных приспособлений и подготовки. Играть можно дома, занимаясь хозяйственными делами, по дороге в гости или на прогулке. Ребенок по предлагаемому ему правилу находит предметы из того, что видит вокруг себя. Например, можно подойти с ребенком к окну и попытаться отыскать все белые предметы (облако, машина, куртка, ромашка, снег, рама окна соседнего дома…).

 

Возможности использования: Ориентируясь на то что, может видеть ребенок в каждой конкретной ситуации можно усложнять и облегчать его задачу тем, что называть более редкий признак или более распространенный среди предметов, которые расположены за окном.

 

Старший дошкольник еще не всегда умеет считать, поэтому для подсчета можно просто загибать пальцы, эмоционально обыгрывая каждый загнутый палец как целое достижение, если ребенок испытывает трудности в выполнении задания. О количестве необходимых ответов можно сразу договориться, показав ребенку разогнутые пальцы, которые при каждом правильном ответе вы будете загибать.

 

Объяснения для ребенка: «Посмотрела я сегодня за окно, и стало мне интересно, а, сколько всего белого может быть за окном. Давай посмотрим вместе, и ты поможешь мне отыскать столько же белых предметов, сколько пальцев на руке (на двух руках)?»

 

10. «Цветные карточки».

 

Подготовьте ребенку набор цветных карточек в количестве 8 – 10 цветов. Желательно чтобы там были все цвета радуги и черный, белый, серый, коричневый цвета. Ребенок будет на ваш вопрос о цвете того или иного предмета показывать карточку, а не отвечать словами. Постарайтесь стимулировать ребенка на как можно более быстрый ответ. Будьте и вы внимательны, на некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Если ребенок их не знает, расскажите ему об этом.

 

1) Какого цвета трава?

2) Какого цвета небо?

3) Какого цвета может быть солнце?

4) Какого цвета лепестки у ромашки?

5) Какого цвета не могут быть елки?

6) Если кошку зовут Ночка, как ты думаешь какого цвета ее шерсть?

7) Какого цвета может быть море?

8) Какого цвета могут быть цветы?

9) Какого цвета не бывают овощи?

10) Какого цвета может быть зайчик?

 

Возможности использования: в основном игра направлена на развитие представлений о цвете, на совершенствование внимания, скорости реакции. Вопросы можно формулировать о любых предметах или животных знакомых ребенку, как в прямой, так и в обратной форме с использованием частицы не.

 

Описание для ребенка: «Посмотри, какие я тебе дам карточки. Давай поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а ты будешь карточкой показывать какого цвета он может быть. Будь внимателен, показывать нужно быстро и правильно».

 

11. «Чего не хватает?»

 

Ребенку предлагаются изображения, на которых что-то не достаточно прорисовано. Задача ребенка найти чего же не хватает.

 

Возможности использования: игра предназначена главным образом для обучения ребенка «шарить» глазками, находить особенности, видеть детали.

 

Посмотрите, у цветка не хватает стебелька. У ежика носа. У елки ствола. У бабочки туловища. У вишенок палочек. У лица носа. У рыбки верхнего плавника.

 

Описание для ребенка: «Посмотри, эти рисунки делал очень не внимательный человек. Он на каждой картинке что-то забыл дорисовать. Давай поищем, чего же там нет?»

 

12. «Да – нет, не говорить. Черное – белое не называть!»

 

Игра из нашего детства, думаю, многие ее отлично помнят, только у нас например она называлась несколько иначе «Вы поедите на бал?». Игра заключается в том, что ребенку выставляется некий запрет не называть некоторые слова. Из названия предлагаемой игры понятно, что запрет вносится на слова «Да!», «Нет!», «Черный», «Белый». По вашему желанию вы можете запрещенные слова менять, а для ребенка знающего звуки можно вводить запрет на некоторые звуки, например не говорить слов со звуком «К».

 

Итак, прежде всего нужно договорить с ребенком о запрете. Малышу нужно объяснить, какие слова ему нельзя произносить ни в коем случае, даже если очень захочется. Чаще всего дети понимают инструкцию, редко, но бывает приходиться объяснять на примерах, и у детей все получается. Ни разу в своей практике еще не видела ребенка, который бы не понял условия игры.

 

Классический вариант начинается с вопроса «Вы поедете на бал?» и далее история развивается в зависимости от того, что будет отвечать ребенок. На самом деле от этого разговора о бале можно и отказаться и говорить с ребенком на различные темы о книгах, цветах, детском саду. Ребенку главное помнить, что запретные слова говорить нельзя. Для того чтобы игра не продолжалась бесконечно устанавливается время 3 или 5 минут, если отвечающий на вопросы выдерживает заданное время, то значит, он выиграл.

 

Игра очень не прихотлива, и играть в нее можно где угодно, не отвлекаясь от других дел и забот. Она способствует развитию речи, повышает эмоциональный контакт играющих, тренирует внимание. В случае если вы сможете проводить ее с несколькими отвечающими, можно устроить между ними соревнование, и абсолютно не важно, будут ли это дети или дети и взрослые, в данном случае возраст не гарантия победы.

 

13. «Не пропусти хлопок».

 

Ребенку дается задание, когда он услышит название определенной группы предметов, ему нужно хлопнуть в ладоши. Например, хлопнуть в ладоши когда он услышит название транспорта. И далее ребенку произносится или набор слов, или текст, слушая который ребенок должен отслеживать заданные ему слова.

 

1. картина, троллейбус, помидор, кубик, кошка, поезд, электричка, мышь, окно, дверь, ромашка, колокольчик, корабль, мост, лес, крыса, зима, октябрь, река, лыжи, автобус, метро, дерево, мяч, бабочка, воробей, медведь, автомобиль, сапоги, платье, ковер, трамвай, облако.

 

2. Маша с мамой поехали в зоопарк. Сначала они шли пешком до остановки. Там подождали немного, подошел троллейбус № 15, они сели в него и поехали до метро. В метро спускаться не стали, а пересели на автобус № 5, на котором и доехали до зоопарка. Пока мама покупала билет, Машенька увидела, как высоко-высоко в небе летит белоснежный самолет.

 

А после зоопарка мама и Маша, пошли прогуляться по набережной большой реки, и увидели там красивые корабли и яхты.

 

Возможности использования: усложнение будет зависеть от уровня развития ребенка, его словарного запаса. Если ребенок начинает изучать звуки, то можно предложить ему хлопать в ладоши, когда он будет слышать определенный звук. Если ребенку предлагается текст, то дополнительно можно попросить его, потом пересказать, то, что он услышал.

 

Описание для ребенка: «Я тебе сейчас буду называть слова. Слушай внимательно, как только услышишь название транспорта – хлопай скорее в ладоши».

 

14. «Верю – не верю».

 

Подрастая, дети приобретают все большую практику в постижении окружающего мира. Поэтому один из типовых заданий для них может стать отыскивание ошибок в понятиях, которые преподносит им взрослый.

 

Правила игры таковы: ведущий говорит разные фразы, при этом он сознательно допускает ошибки в понятиях. Задача детей – отыскать эти ошибки и согласиться или не согласиться с ведущим. Одновременно в игре происходит тренинг по развитию внимания и памяти.

 

По правилам игры «Верю – не верю» если ведущий произносит верную фразу-понятие, то дети, например, должны кивнуть головой в знак согласия. Если же фраза неправильная, то дети должны сделать отрицательный жест головой и вдобавок еще хлопнуть в ладоши.

 

Вот некоторые примеры правильных и неправильных фраз:

 

    Весной распускаются почки на деревьях.

     Летом всегда идет снег.

     Мороженое всегда едят вареным.

     Спелый арбуз должен быть сладким.

     В кино все идут, чтобы там спать.

     Самый главный в радуге цвет – черный.

     Самый маленький палец на руке называется мизинец.

     Когда идет дождь, надо брать с собой зонтик.

     Котята любят играть с мячиками.

     Когда люди загорают на солнце, то все становятся зелеными.

 

Вариант игры: дети показывают условные знаки, которые были специально изготовлены к этой игре – кружки на ножках, вырезанные из картона. Каждому игроку заранее надо приготовить по два кружка и раскрасить их один в красный, второй – в зеленый цвет.

 

Ведущий объясняет, что правила игры не изменились. Только теперь условные знаки дети должны будут показывать кружками. Красный кружок будет обозначать спелую вишню – если ведущий говорит правильно, то надо поднять красный кружок. Зеленый кружок – незрелая вишня, этот кружок будет обозначать, что ведущий ошибается.

 

Старайтесь придумывать фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть малыш поразмышляет над каждой фразой и постарается объяснить, почему он так считает. Так ребенок научится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность.

 

Примеры фраз:

 

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

Контакт

  Телефон в группе

    +372 58091585