Правила эффективного взаимодействия с ребенком:
-
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
-
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Раз они
у него возникли, значит, для этого есть основания.
-
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
-
Постарайтесь не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы
будете ему сообщать: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
-
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
-
Активно слушать ребенка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его
чувство.
-
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от Первого лица. Сообщите о Себе, о Своем переживании, а не о нем,
не о его поведении.
-
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
-
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
-
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
-
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
-
Позволяйте вашим детям встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействий). Только тогда они
будут взрослеть, становиться сознательными.
Первый и главный принцип воспитательной работы — безоценочное, безусловное принятие ребенка. Очень важно постоянно сообщать ребенку, что он нам нужен, важен, что его
существование для нас — радость.
T. Ehatamm